О формировании необходимых компетенций у специалистов ИТ-отрасли

Ученые Вологодского научного центра РАН в отделе проблем научно-технологического развития и экономики знаний (зав. отделом – к.э.н. Е.А. Мазилов) изучают проблемы цифровизации экономики. Младший научный сотрудник ВолНЦ РАН Ю.О. Климова и к.э.н. В.С. Усков при поддержке гранта Президента РФ № МК-3098.2019.6., исследуя проблему подготовки кадров в сфере информационных технологий, систематизировали проблемы, препятствующие качественной подготовке кадров для отрасли информационных технологий .

Переход к цифровой экономике, сопровождающийся процессами информатизации, созданием и применением информационных технологий в различных отраслях, является приоритетной задачей почти всех государств мира. Высокие темпы трансформации экономики и общества в условиях перехода к цифровой экономике требуют от специалистов отрасли информационных технологий формирования новых навыков и компетенций, накопление которых происходит в образовательных организациях.

В своей работе авторы выявили проблемы формирования профессиональных компетенций (ПК) у специалистов отрасли информационных технологий в вузах Вологодской области:

  • был проведен обзор существующих подходов к разграничению понятий «компетенция» и «компетентность», а также сформулирована авторская позиция по данному вопросу;
  • проанализированы образовательные программы, связанные с подготовкой специалистов в сфере информационных технологий. В результате выяснено, на развитии каких профессиональных компетенций сделан акцент, рассмотрены общие черты программ и их различия, оценен уровень их практико-ориентированности;
  • выделены основные проблемы развития компетенций у специалистов отрасли информационных технологий в вузах Вологодской области;
  • обозначены направления по их решению;
  • определены перспективы исследования.

Проведенный в исследовании анализ и выделенные проблемы позволяют заключить, что почти ни одна из образовательных программ бакалавриата и магистратуры вузов Вологодской области по направлениям подготовки, связанным с IT, не является полностью сбалансированной и гармоничной в отношении развития ПК у будущих специалистов.

Существующие проблемы требуют комплексного решения и участия в данном процессе как образовательных организаций, так и органов власти, а также бизнеса.

Органам государственной власти целесообразно:

  • составить перечень наиболее приоритетных ПК, которыми должен обладать специалист IT-отрасли;
  • обновить и дополнить существующий перечень ПК во ФГОС по направлениям подготовки IT-кадров, что позволит формировать у специалистов IT-отрасли востребованные и актуальные на рынке труда компетенции;
  • скорректировать саму структуру компетенций, представленных во ФГОС, в направлении развития ПК. Кроме этого, важно, чтобы группы, относящиеся к ПК, развивались равномерно. Это позволит готовить IT-специалиста комплексно;
  • пересмотреть правила изменения направлений подготовки при поступлении после бакалавриата в магистратуру (необходимо допустить изменения профиля в рамках какого-либо направления подготовки, но при этом исключить возможность менять само направление подготовки при поступлении в магистратуру – такой порядок поможет сохранить преемственность в подготовке и углубить сформированные компетенции);
  • выделить значительный объем часов в рамках образовательной программы на формирование практических навыков, поскольку практика для учащихся является возможностью использовать полученные в вузе знания и умения;
  • привлекать к организации и проведению практики представителей IT-бизнеса, такое сотрудничество позволит готовить специалистов, чьи знания, умения и навыки будут действительно востребованы на рынке труда.

На следующих этапах работы планируется провести анализ соответствия навыков и компетенций выпускников IT-специальностей высших учебных заведений Вологодской области, а также на основании выделенных проблем разработать рекомендации и инструменты по совершенствованию программ подготовки специалистов для IT-отрасли

Подробнее
Все сообщения